Текстовая версия выпуска
О чем же речь? Системная психология, системно-векторная психология, системный психоанализ – эти словосочетания обозначают одно и то же явление. Это новое знание, которое возникло недавно. Буквально 10 лет назад. Можно говорить о том, что оно существует всего миг, на фоне всех остальных наук, в том числе на фоне психологии. Но при этом наше знание, впервые позволяет решить ту задачу, которую человек пытается решить, наверно, все время с тех пор как он осознал самого себя как существо, как, например смертное существо. Я говорю о задаче самопознания, о задаче «познай самого себя». То, что позволяет нам сделать системно векторная психология, - это, по сути, ответить на вопросы: «Кто я?», «Кто я такой?», «Какой я?», «Кто меня окружает, какие это люди?», «Чем я отличаюсь от них, чем я похож на них?», «Зачем мы все собрались в нашей деревне или городе, или стране?» «Какие факторы влияют на то, как все мы взаимодействуем, двигаемся, работаем, одним словом – живем?». То есть, разбираясь в системном психоанализе, вы познаете себя, через себя вы познаете других, это, по сути, одно и то же, этот процесс происходит параллельно. А, понимая те самые законы и механизмы, которым я подчиняюсь как человек, я начинаю испытывать большее удовольствие от жизни, больше радости. Кто-то чуть-чуть, совсем немного, кто-то сильно много больше, у всех по-разному, и я не знаю, как это будет у вас. Но все что я могу вам гарантированно обещать как человеку, который в будущем будет иметь системное мышление, это то, что вы все-таки будете иметь больше радости от жизни, чем вы имеете сегодня. Больше ничего. Наше знание это не тренинг успеха. Это не то, что позволит вам зарабатывать 4 или 44 тысячи долларов в месяц. Это не тренинг по приобретению навыков продаж. Не курсы «пикаперов». Вы не научитесь манипулировать людьми открыто или исподтишка. Вы не научитесь управлять их разумом, подавлять их волю, подчинять себе тех с кем вы работаете или живете, людей или животных. Ничего этого вам никто не обещает. А все что вам обещается, это просто другая пропорция удовольствия-неудовольствия.
Мы все живем, проживаем свою жизнь. В какие-то моменты нам хорошо, в какие-то не очень, в какие-то нам откровенно плохо. У каждого человека в течение его жизни эти пропорции разные. Системное мышление позволяет нам в какой-то мере сдвигать эти пропорции в пользу увеличения количества приятных впечатлений. Чем отличается системно-векторная психология или системный психоанализ от прочих знаний, техник, теорий и методик, и собственно от академической психологии, которую сегодня преподают в университетах во всем мире. Основных отличий два. Первое – системный психоанализ действительно решает задачу познаний самого себя. Я дальше постараюсь показать, почему это так. И второе, любой человек, в не зависимости от рода занятий, от воспитания, религии, национальности, образования и рода деятельности, способен понять это знание и применять его на практике. Сам факт того, что у вас происходит самопознание в процессе прослушивания и освоении этого материала, автоматически меняет ваше представление о мире. На самом деле, просто в пользу более реалистичного, свободного от неприродных смыслов, идей и прочих наслоений, которые мы приобретаем в процессе нашего взросления.
И так. Все что нам дает системный психоанализ, это больше понимания. Как и во всех других областях, больше понимания – значит больше радости. В какой бы области вы ни развивались, вы более легко, с большим удовольствие выполняете свою задачу, если вы хорошо разбираетесь, в том, что вы делаете. Неважно, занимаетесь ли вы при этом ремонтом автомобилей, или рассчитываете показатели, по международным стандартам финансовой отчетности.
Далее логично, наверное, было бы осветить два вопроса. Откуда взялось наше чудесное знание? И чем этот сайт, отличается от всех остальных сайтов, посвященных этому вопросу? Однако я не буду сейчас говорить об этом, на эту тему, я запишу отдельно коротенькое видео. А пока что, я еще раз подчеркну, наше знание, абсолютно новое. Оно не основано ни на одной, из существующих систем. Оно не вытекает ни из какого уже имеющегося знания. Оно не является наработкой, обработкой, переработкой чего-то там. В каком-то смысле это новый и достаточно большой шаг в понимании человеческой природы. Поэтому, когда я употребляю слово «новое», я имею ввиду не только временной параметр, не только то, что оно появилось недавно, но я имею ввиду и новое по смыслу. Любое знание, которое существовало ранее, не было системным. Было много мыслей, умных людей, которые могли всю жизнь сидеть о чем-то думать и выдавали в итоге трактаты, книги, публикации, было много обобщений, было много систем, было много классификаций. Как я уже упоминал, на сегодня существует даже целая наука – психология, которую преподают в университетах во всех развитых странах мира. Но мы не наблюдаем при этом сильных сдвигов. Нет прорывов. Это легко наблюдаемо. Оглянитесь! Люди вокруг, постоянно сталкиваются с непониманием друг друга, с тем, что один говорит одно, а второй понимает другое, с тем, что кто-то оказывается не на своем месте на работе и подводит команду, а при этом более талантливый почему-то не может проявить себя. Полным-полно отклонений от того, что мы называем нормальным поведением, а самое главное, мы до сих пор не можем говорить о том, что психолог, например, студент соответствующего факультета в университете, с дипломом уже, то есть окончивший свое обучение. Мы не можем говорить о том, что он лучше чем остальные понимает других людей. Мы даже скорее сможем говорить о том, что любой человек, имеющий работу, связанную с постоянным общением, например учитель, может разбираться в этом лучше. То есть, по простому говоря, нет знания. Нет знания сейчас в академической психологии. У какой-нибудь Феклы Петровны, учительницы с сорокалетним стажем, внук идет в школу. Она берет фотографию всего класса, которую сделали 1-ого сентября. И смотрит на всех этих первоклашек. Она сразу знает, вот этот будет разгильдяй, а вот этот будет тихоня, все время будет стоять в стороне. А вот это вот серьезный клиент, может весь класс на прогул сгоношить, или журнал сжечь. Вот это вот будет девочка старательная. Сразу видно будет старательная. А вот это будет вертихвостка, в одно ухо влетело, в другое вылетело. Но пойдут в 10-ый, все мальчишки вокруг нее будут виться. Человек, который проработал 40 лет с детьми, видит многие такие вещи сразу. Он даже не может вербализовать, как он это понимает. Просто видит и все. Столько опыта, столько лиц промелькало за 40 лет, что какие-то черточки вырисовываются мгновенно.
А теперь посадим нашего студента, с дипломом, который может дать определение словосочетанию «маниакально-депрессивный психоз». Даем ему фотографию, тех же самых первоклашек. Что он нам скажет? Боюсь, что дальше, чем диагностика по половой принадлежности наш студент не уйдет. Хотя, конечно же, в силу опыта, сделает какие-то предположения. Может даже где-то попадет. Пройдет 20 лет, и может быть, он станет знаменитым психологом. Опять же в силу чего? В силу того, что наработает огромное количество опыта. Но если вы заметили, ключевое слово в том, что я говорю, это не знание, это не понимание, это опыт. Знаете, почему так получается? Почему люди далеко ушли в физике химии литературе математике, биологии, где они только далеко не ушли, они уже в космос летают. Но при этом, все еще топчутся на месте в психоанализе. Мы имеем пару сотен классификаций разных авторов. Но на практике используем в основном интроверт, экстраверт. Особо продвинутые делят людей на флегматиков, сангвиников, меланхоликов и холериков. Но вот, правда астрология у нас еще пользуются популярностью – сегодня воздержитесь от пеших прогулок, а завтра не садитесь на трамваи, в номерном знаке которых присутствуют цифры шесть и семь.
Так чем же объясняется такая ситуация? Отставание в одной области, при таких прорывах в других. Как будто бы сотня бегунов стоят в ожидании старта, раздается выстрел, все срываются с места, а один бегун, видимо на столько устал от изнурительных тренировок, что прямо на старте и заснул. Объясняется это достаточно простым явлением, во всех других науках, существует меньшее количество факторов, которые влияют на поведение изучаемой модели. Меньше факторов – их легче выявить, их легче перечислить, сгруппировать, осознать, объяснить, понять, как они влияют друг на друга, и наконец-то сделать вывод о том, как какой из них влияет на поведение модели. Меньше факторов, можно использовать больше способов, чтобы изучать явления. Например, можно поставить эксперимент. Вот я, авиаконструктор, у меня есть идея, что чем тяжелее металл, из которого сделан корпус самолета, тем хуже самолет будет летать, я могу сделать две абсолютно одинаковые модельки, одну из алюминия, и одну из чугуна, все факторы абсолютно одинаковы, различается только один. Алюминий и чугун. Запускаем, один поднялся и летает, второй еле оторвался и сразу рухнул. Всё понятно. Предположение о том, что чем легче металл – тем лучше летаем, считаем доказанным. Двигаемся дальше. Если мне нужно будет протестировать, какая форма крыла лучше, я сделаю аэродинамическую трубу, буду нагнетать воздух и смотреть, как там себя ведет мой самолетик. То есть очень часто я могу поставить вообще чистый эксперимент, каждый фактор отслеживать отдельно. Но у меня абсолютно нет такой возможности с людьми. Мне не найти двух одинаков семей в мире, где уже есть шесть миллиардов людей. Какой бы фактор я не хотел оценить, например как влияет форма поощрения, использованная родителями по отношению к ребенку, на среднюю зарплату этого ребенка в возрасте 30 лет. Я не могу это отследить. Все семьи разные. Кого-то так поощряли, кого-то так, кого-то поощряли, но еще и сильно наказывали, у кого-то родители были обеспечены, а у кого-то нет. А кто-то жил вообще с тетей, у него не было родителей.
Не сотни, а тысячи факторов, вмешиваются в жизнь человека каждый день. В математике я могу задать некое правило. Например, я должен использовать логику в доказательстве того или иного. Любое отступление от этой логики, мне будет говорить о том, что здесь возможно кроется ошибка. Но у меня есть правило, как думать, как действовать. А тут не срабатывает логика. Если мы Васю поднимаем в шесть утра, и Петю поднимаем в шесть утра. Абсолютно одинаково, одна и та же мама, два ребенка. Вася потом порхает весь день, чувствует себя отлично и получает удовольствие от жизни, проявляет активность на уроках и жизнерадостно возвращается домой. А Петя до шести вечера, прийти в себя не может. Сидит как вареная муха на первом уроке, на втором еле-еле начинает в себя приходить. Петю все называют тормозом. Хотя задачи по физике Петя может решать лучше всех. То есть все, что мы привыкли применять в других науках, оно не работает в психоанализе. Вы отбираете людей по национальностям – у них разные семьи, разный достаток. Вы начинаете выбирать по достатку – вы столкнетесь с тем, что у них сегодня просто разное настроение. Кому-то зарплату задержали, а у кого-то хомяк дома умер. Вот и все.
Простой вопрос: «Почему вы курите?» «Ну, у меня курил папа. А у меня старший брат. А мне это позволяет, сосредоточится. А мне расслабиться. Любой реальный пацан должен курить. А мне нравится, как выглядит курящий человек. А я мщу папаше, за то, что он меня воспитывал с излишним усердием. А мне это помогает показать, что я свой в компании. Я пытаюсь выглядеть взрослее. А я плохая девчонка. А я хочу почаще делать перерывы на работе. А у меня так плохо пахнет изо рта, что мне больше ничего не помогает». Простой вопрос и пара десятков ответов. Спросите еще десять человек, получите еще десять ответов. Что же влияет на то, курит человек или нет?
Если вы выдвинули какую-то теорию, как вам убедится, что вы учли абсолютно все. Как систематизировать всю эту кучу информации. Нет критерия, его никто никогда не мог найти. Поэтому мы наблюдаем, огромное количество теорий, которые не работают. Мы наблюдаем сотни попыток объяснить даже отдельно взятые простейшие явления, и они, может быть, даже объясняют его в 90 % случаях, но не 100%. В итоге мы наблюдаем почти нулевые результаты. Мы даже видим, как это тормозит некоторые другие области. Например, если мы возьмем экономику. Было учение Адама Смита, наверно многие слышали такого человека, есть его знаменитый крест, иллюстрирующий взаимосвязь между спросом, предложением, и ценой. Как рассуждал Адам Смит? Больше цена, больше предложение, меньше спрос. На этой предпосылке было сделано куча исследований. Куча других теорий построили. И к чему пришли в итоге? Пришли к тому, что человек не рационален. Что вот так линейно это не работает. Что если магазин ближе, хотя продукты там дороже, то многие пойдут туда. А если дорого, но обертка красивее, тоже многие пойдут, купят. И так далее. То есть много интересных отдельных догадок или экспериментов но, никакого знания, которое бы все это системно соединяло и объясняло какие-то более общие, более верхнеуровневые законы, которые объясняют поведение модели в целом.
Я уже упоминал простейшее деление экстраверт-интроверт. Вот Вася. 20 лет назад сильно обиделся на маму. Насупился. И с тех пор, так и не вышел из этого состояния. Сидит, не с кем не общается, из дома не выходит. Все у него плохо. Все кругом продажные. Нечестные. Каждый обмануть пытается. Вот такой вот Вася. Ну, хорошо, назовем его интровертом. Вроде подходит. Вот приходит младший брат Васи, из университета. Улыбка до ушей. Бросает свой портфель на пол. И как с порога понесло: «Васёк, привет. Все хмуришься сидишь? А я вот только что на маршрутке ехал с девушкой познакомился бла-бла-бла-бла-бла!» Наверняка знаете таких. Зачисляем в экстраверты. Вот нам повезло, у нас два примера – интроверт, экстраверт. Но с остальными-то что? Как быть со всеми теми, кто в разных ситуациях ведет себя по-разному. А с теми, как объясняют сами эти люди, у кого настроение меняется каждую секунду? Сегодня я общительный, люблю весь мир. А завтра мне грустно и я хочу побыть одна. За что вы не возьмитесь, вы везде столкнетесь с этим. Любые имеющиеся объяснения – философия, психогеометрия, дианетика, и даже многими любимое НЛП – это просто капля в океане психических проявлений. Ни у одного из авторов, не было критерия, которой бы позволил ему сказать: «Джентльмены, я действительно рассмотрел этот вопрос со всех сторон». Ни у одного из авторов не был соблюден критерий полноты. Критерий полноты – самый труднодостижимый параметр, это проклятие любой науки, это проклятие любого знания, это именно то, что позволяет мне сказать что, я учел все точки зрения, и учел все возможные проявления. Я увидел картину в целом, и поэтому сверху вниз я могу погрузиться во все ее частности, потому что я знаю общее правило, которое их связывает все воедино. Мы нигде не наблюдаем этого. Вот ваш ребенок протер пол в комнате, прибежал к вам радостный и сообщает: «Вот, мол, иди посмотри действительно протер». Но вы-то знаете что этот хитрый жук мог в центре тряпочкой помахать, а под собственную кровать, мог и не залезать. И вам надо проверить. Можно проверить факт использования, например швабры. Пойти и посмотреть, мокрая ли она, ну например как одно из многих. Можно проверить качество работы. Зайти в комнату. Провести пальцем по полу. Посмотреть какой слой пыли остался на вашем пальце. Сделать вывод, насколько усерден был ваш ребенок. Можно проверить, был ли это именно ваш ребенок тем человеком, который сделал уборку. Может быть, её сделала бабушка, а он пришел и сообщил, что это сделал он. Можно поговорить с бабушкой. Все это более-менее просто. Но есть один критерий, который вам будет соблюсти очень сложно - это критерий полноты. Как проверить, что он протер все? Нет никакого быстрого способа сделать это кроме как реально ходить, заглядывать во все уголки, самому залезать под кровать и проверять, при этом я хочу подчеркнуть, что это очень простая ситуация, вряд ли комната огромна, за какое-то время вы вполне можете это сделать. Это проблемно, но возможно.
А теперь представим, что вы налоговый инспектор, вы приходите в компанию на проверку и говорите – дайте мне документы. Вы можете проверить опять же очень многие вещи и довольно легко. Вы можете проверить, что все правильно оформлено, аккуратно, что все правильно разнесено по счетам, вы можете проверить расчеты, пересчитать их. Вы можете проверить права собственности и прочие права. Но вот как проверить, что вам дали все? Нет такого способа. Его не изобрели и никогда не изобретут. У вас нет никакого выбора, кроме как полагаться на заявления руководителей компании, которую вы проверяете. Именно поэтому, любая проверка всегда носила и будет носить вероятностный характер. Это существенно более сложная ситуация чем комната, потому что комната хотя бы ограничена стенами. Но и здесь у вас есть ограничительный фактор. Но если мы пойдем с вами дальше. Возьмем, например студента. Вы преподаватель, а я студент. И вы хотите проверить у меня, насколько хорошо, я ориентируюсь в вашем предмете. Насколько полно я им владею. Проверить полноту в этом случае никому даже не приходит в голову. Мне как студенту, предложат тащить билет, решить задачку, пройти тест, написать сочинение на заданную тему. Больше – никак. Никто не станет выспрашивать меня абсолютно все, что я знаю, одно предложение за другим. Исключено. Я надеюсь, вы поймали идею о важности и сложности критерия полноты.
К чему я все это? К чему вся моя длинная тирада, о науках психологии и о полноте. Смысл ее сводится к тому, что сейчас, вы впервые столкнулись с знанием в области психологии, в которой критерий полноты соблюдён, в которой мы можем ответственно заявить, мы действительно рассмотрели вопрос со всех сторон. Это очень важная предпосылка. Это то, что действительно позволяет выделить это знание на фоне всех остальных. Я дальше покажу вам, почему это так.
Я не имею сейчас в виду, что системный психоанализ позволяет объяснить абсолютно все, на 100 процентов, каждый мельчайший штрих, каждую мельчайшую черточку характера человека. Есть тысячи вопросов, которые требует ответов, есть много штрихов, которые надо еще разбирать и анализировать, но сделано самое главное – найдено общее правило, то самое верхнеуровневое правило, которое дальше позволяет нам идти сверху вниз, погружаясь во все большие детали, то правило, которое позволяет нам сказать, что это действительно то, что мы искали, то, что объясняет поведение и то, что находит свое подтверждение на практике, что немало важно. И, естественно, тот факт, что оно работает на практике, позволяет мне говорить вам, что, осваивая это знание, вы получите больше, а не меньше удовольствия от жизни. Любое дело, которым мы занимаемся, учимся ли мы кататься на велосипеде или мы учимся водить машину, или мы осваиваем новую работу, род занятий – все это приносит нам удовольствие, когда мы умеем это делать.
А здесь собственно предмет нашего рассмотрения – это наша жизнь, многие даже так и говорят: «Наш жизнь – это и есть наше основное дело».
Один знакомый менеджер проектов мне часто говорит, что он рассматривает свою жизнь как проект и пытается аналогично управлять ею как проектом. Дальше у вас будет возможность узнать, какие люди и почему так говорят и думают, и почему так относятся к своей жизни, но даже при этом подходе для того, чтобы управлять, нужно знать какие факторы влияют на то, что вы называете «своим проектом». Только это позволит вам управлять успешно. Тем более что жизнь – это самый интересный, но не самый легкий проект.
Как я уже упоминал, познавая себя, мы автоматически лучше узнаем других людей, мы понимаем очень интересные важные вещи, которые до сих пор нам были не ясны.
Вот я иду со своим другом Васей к нему в гости. Мы с ним идем, болтаем, мы с ним настоящие друзья. По дороге мы решили зайти к нашему общему другу Косте, позвать его с собой пивка попить. Костя – умный парень, учится на факультете кибернетики, правда большая часть наших знакомых считает, что он немного не в себе. Костя сильно увлекается философией, очень часто говорит о каких-то абстрактных вещах, думает о судьбах человечества, хотя вроде со своей жизнью-то не может разобраться как следует. Костья подрабатывает IT-шником, все ночи проводит за компьютером, днем отсыпается, а еще он играет на гитаре и живет практически один, даже девушки у него вроде нет. Когда я первый раз был на квартире у Кости, я впал в легкий шок. Обычная трехкомнатная квартира, но сразу видно, что двумя комнатами Костя не пользуется вообще. В третей, где он живет, полный бардак. Вещей почти нет, мебели тоже нет. Из одежды две пары джинсов да две толстовки. Жратвы в холодильнике, естественно, тоже нет. Такое ощущение, что человек живет только у компьютера. Причем живет он в мире, где еда, комфорт и прочие радости жизни занимают отнюдь не лидирующее место. Вот даже сейчас на дворе день, а мы с моим другом Васей к Косте так и не попали. Видимо дрыхнет.
Ok – идем к Васе. Абсолютно другая картина. У Васи все чистенько, аккуратненько, опрятненько. Все вещи на своем месте. Есть тапочки для Васи, их, кстати, лучше не трогать, потому что у каждой вещи у Васи должен быть свой хозяин, поэтому и тапочки есть его, Васины, а есть общие, гостевые. Это не ультрамодное жилище, но здесь везде порядок. То, что надо, подкрашено, то, что отклеивается, подклеено, то, что испачкано, замазано или отмыто, кран не течет. А еще у Васи в квартире витает такой легкий дух старины, далекого детства. Мебель у Васи с детства осталась, его секретер, за которым он учился. Там даже у него тетрадки его до сих пор лежат. Двадцать лет назад школу закончил, а тетрадки аккуратненькой стопочкой так и лежат. Вот по русскому языку, вот по истории.
- Вася, а тетрадки-то тебе зачем?
- Ну, на память.
У Васи всегда есть, что покушать, что попить. На утро – кефир, если с друзьями пришел, то пиво. И даже запах у Васи в квартире точно такой же: давно знакомый с детства, такого уже нигде не осталось: старой советской мебелью, старыми обоями, такой запах уютного надежного Васиного дома.
Почему так, как вы думаете? Почему два моих друга Вася и Костя живут вот настолько по-разному? Вы мне принесете любую вещь… вот принесете мне тарелку, я сразу скажу, откуда вы ее взяли, из Васиного дома или из Костиного дома. Я это просто ощущаю, потому что каждая вещь в их доме она как будто бы подписана ими, она очень отражает их суть, их внутреннее состояние, ну если, конечно, они сами это покупали, если это не подарок или это не купил другой член их семьи.
Вот, допустим, я учился в школе с Васей и Костей. Я помню, что Костя думает очень необычно, он никогда не преуспевал в школе ни в чем, ну кроме нескольких предметов типа физики, но его никто никогда при этом не называл дураком. Вася он всегда был попроще, но упертый как баран. Где не взял головой, взял другим местом.
Как вы думаете, связано это с тем, как живут Вася и Костя? Есть какие-то факторы или какие-то признаки, по которым я мог бы сказать, вот если Вася учится так, если он ведет себя в школе так, то, скорее всего, ему будет комфортно вот в таком вот доме, таком как я описал, со старой мебелью и секретером со школы. Или наоборот, могу ли я, глядя на Костину квартиру, на его полное пренебрежение бытом, уютом, и всеми прочими маленькими радостями нашей жизни, сказать, что в школе, скорее всего, ему бы понравились те или иные предметы? Связано ли это как-то? Почему Васю можно смертельно обидеть, пристебнувшись над ним (с юмором у Васи плоховато), а Костя вообще не может услышать, что я до него докапываюсь? Почему у Васи дома висят фотографии мамы и папы, его друзей со школы и всего класса, а у Кости висит какая-то абстрактная картинка, что-то бесформенное и непонятное? Причем у Васи фотографии висят идеально ровно, вот так, как он себе представил их, строго симметрично, так, чтобы по размеру они были подобранны, чтобы во всем наблюдался порядок, а Костя свою единственную абстрактную картинку может взять повернуть на 90 градусов и вот так вот повесить заново. Причем Костя даже знает, если он свою картинку перевернет и висеть она у него будет чуть покосившись, мы придем к нему в гости с Васей, Вася обязательно это увидит и обязательно поправит, чтобы картинка висела ровно, строго параллельно полу. Костя знает это и даже специально, чтобы позлить Васю, постоянно оставляет ее перекосившейся. Что ими движет? Почему они так ведут себя? Почему IT-шник Костя сидит ночами за своим компьютером неделями и даже не помнит, что уже три недели маме не звонил. А Вася регулярно, как порядочный сын, звонит маме во вторник и в четверг, спрашивает как здоровье, как дела. Почему Вася картину на стене поправляет? Причем я сам точно знаю, что если он придет ко мне, а у меня, например, расставлены шахматы на столе, и я одну фигуру поставлю неровно, он точно также как картину подойдет и поставит ее на место, так, чтобы все стояло ровными, параллельными рядами, чтобы никакой элемент из системы не выбивался, не нарушал Васину гармонию ровных линий и симметрии. Почему все это происходит? Какая мысль возникает у Васи? Почему он чувствует дискомфорт, когда что-то вот так вот происходит неровно? Вот я сижу, вижу картину, вижу шахматы, вижу неровно, мне плевать. Костя сидит, он вообще не замечает ни картину, ни шахматы. Даже не сказать, что ему плевать. А вот Вася сидит, и дискомфорт его настолько силен, что он встает и поправляет. И если кто-то встанет, пройдет и заденет шахматную доску, и три фигурки съедут, Вася встанет и поправит их. Почему же так происходит?
И самый главный вопрос, который я могу себе задать. Если я знаю такие вещи про Васю и про Костю, что еще я знаю о них? Могу ля я, например, думать о том, что если Вася возьмётся за какое-то новое знание, за биологию, например, то он в нем точно также начнет наводить порядок, как он шахматы расставляет на доске. А как за биологию возьмется Костя? Могу ля я распространять эти наблюдаемые мной в быту явления еще на что-то там? Я уверен, что любой человек, который наблюдает сейчас мое видео, он замечает какие-то вот такие бытовые особенности у тех людей, с которыми он работает, с которыми он учится, с которыми он живет в одной квартире, своих друзей, знакомых или даже у себя самого. И даже если такого рода наблюдения для вас чужды, вы все-равно что-то замечаете в людях, что для вас представляет любопытство, интерес или хотя-бы просто вам непонятно. Вот почему это для него так важно, а мне на это вообще плевать? Почему я говорю свое мнение, а кто-то воспринимает это как попытку в чем-то его обвинить или обидеть? Заметьте, я в примерах с Васей и Костей даже не поднимался выше бытовых наблюдений, я даже не говорил о таких качествах, как жадный, завистливый, занудный, смелый, задиристый или что-то там еще, обычные бытовые проявления, вообще больше ничего.
Мой затянувшийся пример служил все той же цели – показать вам, что мы живем в мире с другими людьми, которые отличаются от нас, которые ведут себя по каким-то причинам абсолютно по-разному, по-разному живут, по-разному строят отношения, по-разному реагирует на одно и то же, руководствуются разными желаниями и имеют разные свойства. И если я хоть как-то разобрался в этом. Вот ровно в той степени, в какой я разобрался, ровно на столько мне легче понять, чего ждать от себя и от них, мне легче выбрать себе работу, если я знаю, какие у меня склонности, мне легче выбрать каким спортом мне заниматься, опять же если я знаю, какие у меня склонности, к чему я предрасположен, мне легче строить отношения, если я больше знаю о себе и о том человеке, с которым я их строю и т.д. То есть в целом я имею больше информации при принятии каждого решения. Это позволяет мне лучше ориентироваться в ситуации, это дает мне в итоге чуть больше радости и удовольствия от жизни, чем я мог бы иметь, не зная всего этого.
Вот, допустим, Вася – это ваш ребенок. Он все время соблюдает эту свою внутреннюю порядок и симметрию. Стоит шкаф, одна дверца чуть-чуть приоткрыта, он подошел и закрыл, раздражает, мешает вот это чуть-чуть приоткрыта. Вот везде все ровно – все хорошо, а вот раз и одна приоткрыта. Вот приезжает к такому ребенку мама с работы и говорит: «Васенька, мы завтра в твоей комнате поклеим новые обои. У тебя будет красивая, светлая комната. Ты будешь просыпаться и испытывать радость. Я долго их выбирала. Посмотри». Мама показывает на семь рулонов обоев, где на каждых десяти квадратных сантиметрах ассиметричные фигуры, расположенные под углом к полу. Вася сразу понимает, это не лучшие обои в его жизни, но он еще не знает, что его ждет. Завтра он откроет дверь в свою комнату и увидит четыре тысячи ассиметричных неправильных фигур. И то, что заставляет его захлопывать дверцу в шкафчике, захочет поправить каждую из этих четырех тысяч фигур, и будет хотеть всегда. С этим желанием Вася будет ложиться спать и открывать утром глаза в ближайшие десять лет. Я естественно преувеличиваю важность такого явления, как обои, но то, что вы доставите такому ребенку легкий дискомфорт такими обоями, это просто гарантированно. Это не сделает его калекой, он не будет плакать, глядя на эти обои, я надеюсь, но то, что он будет чувствовать себя чуточку неуютно, то, что он сам предпочел бы другие обои, это точно, это же очевидно. Понимая такие вещи, я не куплю своему Васеньке вот такие вот обои. Я либо поведу его и предложу ему самому выбрать, любо куплю ему другие, симметричные, с квадратиками.
Даже на таком уровне системный психоанализ уже дает вам достаточно много информации. Так что если до сих пор вам мои аргументы показались неубедительными, вы можете смело себе отметить, освоив системное мышление, я всегда выберу правильные обои. Все, что вам нужно для освоения, это только желание и время. Вам не надо никаких дополнительных знаний, вам не надо иметь образование психолога, и оно вам больше никогда не понадобится, это уж точно. Все, что вам надо иметь, это желание и время, ваш опыт будет для вас основным инструментом. Он будет и хирургическим столом и скальпелем и собственно пациентом. Мы будем работать только с ним, через него вы сможете пропустить все, что узнаете. Постоянно обновляя и накапливая его, вы будете развиваться, и ваша системная картина мира будет становиться все более яркой и все более четкой. Желание, время и опыт, все остальное просто: простые слова, простые примеры, вот так, как сейчас про Васю и про Костю. Почти ничего глубже и дальше чем это, мы не будем затрагивать. Мы привыкли, что психология – это много каких-то узкоспециализированных слов и терминов, типа «Эдипов комплекс» и прочее. Этого нет в системном мышлении. Есть несколько слов, буквально около двадцати, они просты, они интуитивно понятны, и вы запомните их с первого раза.
Если вы самостоятельно оказались на этом сайте, слушаете это видео, и понимаете, о чем идет речь, то вы гарантированно сможете разобраться во всем остальном, ничего больше не нужно.
Теоретическая и практическая база системного мышления огромна. Это знание точно как математика. Это не просто классификация людей, это некоторые категории, которыми описывается любое явление в нашей жизни, в том числе и человек.
Системный психоанализ – это не сказка и не религия. Вас здесь ни во что не надо верить. Это не высшая математика – вам не придется ломать голову и решать какие-то задачи. Это не эзотерика и не народная мудрость, это не завет великого вождя, это не астрология, это не фильм «Секрет» и это не нейролингвистическое программирование. Я не потащу вас путем познания индейцев племени Яки, не предложу применять бег силы или есть кактусы. Вам не нужно пить кровь убитых птиц, вываривать настой фиалки утреннего сбора с шести до семи, открывать, стимулировать или закупоривать чакры – ничего этого бы делать не будем. Вам не нужно молиться, медитировать, стоять на голове в шесть утра, вам не нужно воображать себя великим полководцем или телеведущем перед сном, вы не увидите ауру, северное сияние, вы не научитесь моргать третьим глазом или чем-то еще. И я не использую методику 25 кадра. «Высочайшее качество» этого видео не должно оставлять в этом сомнений. Все, что мы с вами разбираем, это просто, это легко, это наблюдаемо, это проверяемо на практике. Это то, с чем вы сталкиваетесь каждый день в вашей жизни. И, внимание, это универсально, это применимо к любым людям любых национальностей, семей, воспитания, религий и любых других параметров. Самое главное – вам ни во что не нужно верить.
У нас очень простое правило. Я рассказываю вам основные предпосылки, показываю какую-то… какое-то правило, какую-то логику. Если она вам близка, если вы понимаете, что это наблюдается в жизни, что это не выдумано, не высосано из пальца, прекрасно, значит мы двигаемся дальше. Если вам кажется, что это ерунда, значит не в этот раз. Верить на слово здесь абсолютно не нужно.
Есть такой вопрос, который мне часто задают люди, с которым я общаюсь лично, рассказывая о системном мышлении. Как понять, что я вас не обманываю? Тут есть несколько способов, два, как минимум. Первое – попробовать, послушать, посмотреть самому. Оценить, полезно ли это, работает ли оно. И второй способ – послушать тех, кто уже освоил это знание. Оба способа вам доступны, у нас на сайте и на сайте у других авторов есть форумы, можно спокойно общаться, задавать вопросы, послушать мнения других людей, которые уже давно занимаются этим.
Думаю, что на этом вступительную часть моего видео можно считать оконченной. Перейдем к сути.